Главная > Анонсы > Выставка иконных окладов «Чеканные одежды»

Выставка иконных окладов «Чеканные одежды»

15 Фев 2024

На выставке представлены оклады из коллекции Омской духовной семинарии.

Риза или окладнакладное украшение на иконную доску, покрывающее поверх красочного слоя всю иконную доску, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук), для которых сделаны прорези. Этот вид русского декоративно-прикладного искусства. существует до сих пор.

Современное слово «оклад» появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние).

В XIV ст. сформировался первый тип окладов – басменный, из тонких листов металла, прокатанных по матрице с орнаментом. Декоративные элементы прибивали к иконе гвоздями, а из-за того, что они покрывали только часть изображения (фон либо одежды), обрамление называли наборным. В экспозиции представлена одна икона, украшенная сборным басменным окладом.

На смену строгим басменным работам более раннего периода пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобные оклады еще не закрывали полностью изображения на иконах, но уже были не сборные и представляли собой цельную конструкцию. Подобный переходный вид оклада так же представлен в экспозиции.

К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. Как считается, такой оклад, происходит от древних рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. В дальнейшем сплошные оклады становятся преобладающими.

В конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики. Он мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным: из металлических частей или сочетания металла и других материалов. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов. Именно подобные оклады составляют основную часть представленной коллекции.

В дальнейшем оклады становятся все менее и менее рельефными, более простыми в изготовлении. Постепенно появляется машинная штамповка и уходит их ручное изготовление.

Большинство русских риз, по причине своей материальной ценности, погибли. Эти уникальные памятники искусства не пережили выхода в 1921 году «Декрета о полной ликвидации монастырского и церковного имущества в России» и в 1922 году «Декрета об изъятии церковных ценностей».

Представленная коллекция окладов является яркой иллюстрацией исторического развития этого вида русского декоративно-прикладного искусства.

Выставка будет работать до 25 марта, вход свободный.

Исторический парк «Россия — моя история», 70 лет октября 25 к.2