Выставка иконных окладов «Чеканные одежды»
На выставке представлены оклады из коллекции Омской духовной семинарии.
Риза или оклад — накладное украшение на иконную доску, покрывающее поверх красочного слоя всю иконную доску, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук), для которых сделаны прорези. Этот вид русского декоративно-прикладного искусства. существует до сих пор.
Современное слово «оклад» появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние).
В XIV ст. сформировался первый тип окладов – басменный, из тонких листов металла, прокатанных по матрице с орнаментом. Декоративные элементы прибивали к иконе гвоздями, а из-за того, что они покрывали только часть изображения (фон либо одежды), обрамление называли наборным. В экспозиции представлена одна икона, украшенная сборным басменным окладом.
На смену строгим басменным работам более раннего периода пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобные оклады еще не закрывали полностью изображения на иконах, но уже были не сборные и представляли собой цельную конструкцию. Подобный переходный вид оклада так же представлен в экспозиции.
К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. Как считается, такой оклад, происходит от древних рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. В дальнейшем сплошные оклады становятся преобладающими.
В конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики. Он мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным: из металлических частей или сочетания металла и других материалов. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов. Именно подобные оклады составляют основную часть представленной коллекции.
В дальнейшем оклады становятся все менее и менее рельефными, более простыми в изготовлении. Постепенно появляется машинная штамповка и уходит их ручное изготовление.
Большинство русских риз, по причине своей материальной ценности, погибли. Эти уникальные памятники искусства не пережили выхода в 1921 году «Декрета о полной ликвидации монастырского и церковного имущества в России» и в 1922 году «Декрета об изъятии церковных ценностей».
Представленная коллекция окладов является яркой иллюстрацией исторического развития этого вида русского декоративно-прикладного искусства.
Выставка будет работать до 25 марта, вход свободный.
Исторический парк «Россия — моя история», 70 лет октября 25 к.2